Концепция реновации усадьбы Успенское

Расположение
Одинцовский район, с. Успенское
Стадия
Концепция для конкурса
Состав консорциума
GA, CORE
Заказчик
ДОМ.РФ
Площадь территорий
4 га
Год
2024

Комплекс усадьбы Успенское на сегодняшний день — уникальное сочетание сохранившегося неоготического замка с больничным корпусом эпохи позднесоветского функционализма, расположенных в лесу на берегу реки Москвы. Этим замком и лесом вдохновлялся Исаак Левитан, который писал здесь несколько пейзажей. Именно затерянный волшебный лес, через который просвечивают образы усадьбы-замка стал центральной линией концепции реновации комплекса.

Здание усадьбы и будущий IT-центр объединяются в уникальный комплекс, где происходит синергия творчества через концерты и выставки в здании замка и центра инновационной разработки в здании бывшей больницы, где располагаются современные пространства для образования, стартап-акселератор и площадки для развития бизнеса. На крыше комплекса предусматривается видовой ресторан-бар, а на выходе из усадьбы — открытая сцена с видом на реку.

Природное окружение не просто подыгрывает архитектуре, но выходит на передний план, формируя уникальный иммерсивный маршрут с арт-объектами. Река становится не только живым фоном главной летней событийной площадки, но и центральным героем видового ресторана с баром, а локальные фуд-корнеры открываются в лесопарк с летней посадкой.

Команда проекта

Руководители Андрей Коренков
Иван Коренков
Архитекторы Виктория Герасимова
Виктория Сергеева
Дарья Коверга
Архитектура GA

Герои проекта

Успенская - 2
река
усадьба
it-центр
лес
Успенская - 2 моб
река
усадьба
it-центр
лес

Настроение проекта

Лес, который изображал Левитан на своих полотнах во время пребывания в этой усадьбе, теперь окутывает загадочной и сказочной атмосферой новое пространство культурно-инновационного кластера.

Функциональная схема

Успенская - 1
арт-объект
атриум
it-центр
ресторан на крыше
кафе
такси
площадь
концертный зал
грот
амфитеатр
пирс
Успенская - 1 моб
арт-объект
атриум
it-центр
ресторан на крыше
кафе
такси
площадь
концертный зал
грот
амфитеатр
пирс

Что делать целый день в культурном центре?

Успенская - 3
открытие выставки
занятие по робототехнике 12−16 лет
занятие по кодингу 10−12 лет
мастер-класс «Birdwatching» 3−7 лет
мастер-класс по изучению флоры и фауны
музыкальный концерт
киновечер
концерт на открытом воздухе
перформативное представление
иммерсивный маршрут
Успенская - 3 моб
открытие выставки
занятие по робототехнике 12−16 лет
занятие по кодингу 10−12 лет
мастер-класс «Birdwatching» 3−7 лет
мастер-класс по изучению флоры и фауны
иммерсивный маршрут
перформативное представление
концерт на открытом воздухе
киновечер

Сценарии использования пространства

будние дни, 11:00 — 14:00

Пенсионеры

завтрак в павильоне на крыше
экскурсия по иммерсивному маршруту

Патроны комплекса

закрытый концерт
завтрак в кафе усадьбы

Групповое посещение

мероприятие от школы в IT-центре

будние дни, 14:00 — 18:00

Взрослые

мероприятие в усадьбе
обмен впечатлениями на площади

Инклюзивная группа

экскурсия по иммерсивному маршруту

Дети

занятия в IT-центре
игры на иммерсивном маршруте

будние дни, 18:00 — 22:00

Взрослые

ужин в IT-центре на крыше
светские беседы в усадьбе

Патроны комплекса

аукцион в амфитеатре
светское мероприятие в усадьбе

Дети

занятия в IT-центре

выходные дни, 11:00 — 14:00

Пенсионеры

утреннее мероприятие на площади
экскурсия по иммерсивному маршруту

Взрослые

проводят время в усадьбе
завтрак на крыше IT-центра

Дети

занятия на иммерсивном маршруте
театральное представление в амфитеатре

выходные дни, 14:00 — 18:00

Взрослые

мероприятие в усадьбе

Групповые посещения

мастер-классы в IT-центре
лекции в амфитеатре

Дети

мероприятие в IT-центре
обед в ресторане на крыше

выходные дни, 18:00 — 22:00

Взрослые

ужин в ресторане на крыше
представление в амфитеатре

Патроны комплекса

фуршет на площади
светское мероприятие в усадьбе

Дети

вечерние мероприятия в IT-центре
сказки леса по иммерсивному маршруту

Предлагаемые фасадные решения

Здание лечебного корпуса рассматривается в качестве гармоничного дополнения к усадьбе Успенское. Писатели и художники в своих поездках загород вдохновлялись просторами природы, ее способностью лечить душу, поэтому наиболее простым и изящным решением стало остекление большей части существующего фасада для интеграции корпуса в богатую лесную среду, а также использование стеклопрофилита для баланса приватности.

Функциональная схема здания лечебного корпуса

Проницаемый атриум

Чтобы впустить кусочек леса в здание, мы предлагаем открыть вестибюль корпуса советского периода и интегрировать его в контекст, сочетая элементы существующего бруталистского интерьера, систему складных витражей и растения для создания неприрывности природной среды.

Главная площадь

Схема лесного иммерсивного маршрута

Успенская - 4
01 Пролог

Место, где посетитель попадает в литературный рассказ леса. Он преодолевает входную рамку арт-объекта и рассказ начинается.

02 Экспозиция

Данная часть маршрута знакомит посетителя с героями леса: вдоль тропы расставлены скамьи для наблюдение за птицами и деревьям, лупы для созерцания небольших жителей леса.

03 Завязка

Когда посетитель познакомился со всеми персонажами леса, ему на пути встречается водный арт-объект, который привлекает внимание своим несоответствием с окружением.

04 Развитие действия

По мере приближения к кульминации насыщенность пути и уровень взаимодействия с объектами увеличивается. В этом месте располагаются музыкальные, водные и лазательные конструкции.

05 Кульминация

Этот этап маршрута является наивысшим моментом напряжения, посетитель проходит через лесную чащу, где ему на пути попадаются арт-объекты, которые нагнетают атмосферу еще больше.

06 Спад действия

После напряженной кульминации посетитель попадает на открытое пространство амфитеатра, где он может выдохнуть и подготовиться к развязке.

07 Развязка

Завершающий этап путешествия происходит в поле, где посетитель окружает простор, простые формы и рассказ завершается.

08 Эпилог

Объект уходящий в воду рассказывает нам о том, что история наших героев не заканчивается в поле, а имеет беконечное продолжение, как течение воды.

09 Альтернативная развязка

Посетитель попадает в подземное пространство грота, сверху проникает свет. В этом пространстве герой может помедитировать и проанализировать путь, который он только что прошел.

Успенская - 4 моб
01 Пролог

Место, где посетитель попадает в литературный рассказ леса. Он преодолевает входную рамку арт-объекта и рассказ начинается.

02 Экспозиция

Данная часть маршрута знакомит посетителя с героями леса: вдоль тропы расставлены скамьи для наблюдение за птицами и деревьям, лупы для созерцания небольших жителей леса.

03 Завязка

Когда посетитель познакомился со всеми персонажами леса, ему на пути встречается водный арт-объект, который привлекает внимание своим несоответствием с окружением.

04 Развитие действия

По мере приближения к кульминации насыщенность пути и уровень взаимодействия с объектами увеличивается. В этом месте располагаются музыкальные, водные и лазательные конструкции.

05 Кульминация

Этот этап маршрута является наивысшим моментом напряжения, посетитель проходит через лесную чащу, где ему на пути попадаются арт-объекты, которые нагнетают атмосферу еще больше.

06 Спад действия

После напряженной кульминации посетитель попадает на открытое пространство амфитеатра, где он может выдохнуть и подготовиться к развязке.

07 Развязка

Завершающий этап путешествия происходит в поле, где посетитель окружает простор, простые формы и рассказ завершается.

08 Эпилог

Объект уходящий в воду рассказывает нам о том, что история наших героев не заканчивается в поле, а имеет беконечное продолжение, как течение воды.

09 Альтернативная развязка

Посетитель попадает в подземное пространство грота, сверху проникает свет. В этом пространстве герой может помедитировать и проанализировать путь, который он только что прошел.

Иммерсивный маршрут — визуализация

Следующий проект

Виллы в Сочи

Превью проекта Виллы в Сочи